Межведомственная комиссия по международной торговле (далее ― Комиссия) проводила специальное расследование относительно импорта в Украину проводов независимо от страны происхождения и экспорта. Заявителями специального расследования выступили ПАО «Одесский кабельный завод «Одескабель» и ОАО «Завод Южкабель».
14 сентября 2021 года в газете «Урядовий кур’єр» было опубликовано «Сообщение о Применение специальных мер относительно импорта в Украину проводов независимо от страны происхождения и экспорта» на основании принятого Комиссией решения от 23.04.2021 № СП-491/2021/4411-03 по результатам специального расследования. Было решено применить специальные меры относительно импорта в Украину товара независимо от страны происхождения и экспорта, который имеет следующее описание:
провода изолированные, кабели и другие изолированные электрические проводники без соединительных деталей; кабели волоконно-оптические, составленные из волокон с индивидуальными оболочками, которые классифицируются согласно УКТВЭД по кодам 8544 49 20 00, 8544 49 91 00, 8544 60 10 10 8544 60 10 98, 8544 60 90 10 8544 60 90 90, 8544 70 00 10 8544 70 00 90 (далее ― Товар).
Специальные меры, применяемые на 3 года, вводят специальную пошлину в размере:
- со дня применения специальных мер ― 23,5%;
- через 12 месяцев со дня применения специальных мер ― 22,3%;
- через 24 месяца со дня применения специальных мер ― 21,2%.
Решение Комиссии вступает в силу с 14 октября 2021 года.
Публикация этого решения состоялась после вмешательства председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева. По его словам, одной из насущных проблем Одесской области является сложность осуществления деятельности украинских производителей кабельно-проводниковой продукции «из-за засилья импорта, что чревато последующей остановкой отечественного производства»
Интересно, когда господин Гетманцев реагировал на обращения к нему национального производителя в лице ОАО «Одесский кабельный завод «Одескабель» с просьбой защитить интересы последнего, сообщил ли национальный производитель об уголовном производстве, которое ведется в отношении его по признакам уголовного преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 212 Уголовного Кодекса Украины ― умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), входящих в систему налогообложения, в особо крупных размерах? И этот вопрос не является риторическим.
Верховная Рада Украины как единственный орган законодательной власти (ст. 75 Конституции Украины) должен осуществлять контроль за исполнением законов, а ее комитеты ― один из основных элементов внутренней структуры парламента Украины. Согласно действующей модели правового регулирования, комитеты Верховной Рады формируются среди народных депутатов для осуществления законопроектных работ, подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, отнесенных к полномочиям Верховной Рады, выполнения контрольных функций (часть первая статьи 1 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины»). Сущность контроля как относительно обособленной части управления и его социальное назначение состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые он (объект) получает от управляющего звена (органа или должностного лица). Государственный контроль заключается в анализе фактического состояния дел, сопоставлении истинного положения дел с намеченными целями, оценке контролируемой деятельности и определении путей устранения выявленных недостатков.
Как известно, 16 мая 2008 года Украина стала членом Всемирной торговой организации (ВТО), но процесс присоединения Украины к системе ГАТТ/ВТО шел еще с 30 ноября 1993 года, когда в Секретариат ГАТТ было направлено официальное заявление правительства о намерении страны присоединиться к ГАТТ.
5 февраля 2008 года на заседании Генерального Совета ВТО был подписан Протокол о вступлении Украины в ВТО.
10 апреля 2008 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О ратификации Протокола о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию», а 16 апреля Министерство иностранных дел официально сообщило Генеральному директору ВТО о завершении внутригосударственных процедур обретения Украиной членства в ВТО.
Следовательно, вступление Украины в ВТО стало взвешенным, долговременным и целевым государственническим шагом. Его преимущества бесспорны:
- интеграция в международную рыночную экономику, создание правовых основ для стабильного и предсказуемого ведения бизнеса и международной торговли;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание благоприятного климата для иностранных инвестиций;
- широкий выбор товаров и услуг;
- получение Украиной статуса полноправного участника международной торговли.
В ходе специального расследования Министерство цифровой трансформации Украины неоднократно обращалось в Минэкономики относительно негативных последствий для телекоммуникационной отрасли в случае применения специальной пошлины. Предоставлялись показатели для мониторинга состояния отрасли кабельно-проводниковой продукции, и отмечалась важность постоянного отслеживания ситуации на рынке и оперативного реагирования на изменения.
С первых дней специального расследования компания DEPS принимала в нем активное участие как заинтересованная сторона и неоднократно указывала Минэкономики, что:
- существует необходимость исследования тенденций импорта отдельно для силовых и телекоммуникационных кабелей, потому что к Товару расследования отнесли две большие группы товаров, которые не являются взаимозаменяемыми, поскольку имеют различные физические, технические, качественные характеристики и область применения:
- телекоммуникационные кабели (кабели для передачи информации), которые классифицируются согласно УКТВЭД по кодам 8544 49 20 20, 8544 70 00 10, 8544 70 00 90
- силовые кабели, классифицируемые в соответствии с УКТВЭД по кодам 8544 49 91 00, 8544 60 10 10, 8544 60 10 98, 8544 60 90 10, 8544 60 90 90
- заявители расследования не производят некоторые виды кабельной продукции, и спрос на такие виды удовлетворяется исключительно импортом;
- отсутствуют какие-либо основания для применения специальных мер, поскольку не выполняется критерий подобия импортного товара и товара заявителей расследование.
Мы убеждены, что государственная позиция должна учитывать интересы всех сторон при принятии решения, которое должно обеспечивать гармоничное сочетание внешних и внутренних факторов.
Итак, компания DEPS приветствует инициативу Министерства цифровой трансформации Украины, которое руководствуясь функцией государственного контроля, на основании определенной законодателем нормы по предписаниям ч. 12 ст. 16 Закона Украины «О применении специальных мер относительно импорта в Украину», направило в Комиссию требование о пересмотре решения Комиссии от 23.04.2021 № СП-491/2021 / 4411-03, по результатам которого 25 сентября 2021 года в газете «Урядовий кур’єр» было опубликовано «Сообщение о пересмотре решения Межведомственной комиссии по международной торговле от 23.04.2021 № СП-491/2021/4411-03 «О применении специальных мер относительно импорта в Украину проводов независимо от страны происхождения и экспорта».
Развитый финансовый сектор является ключевым условием для роста экономики любой страны, а одним из основных элементов полноценного финансового сектора является развитый рынок капитала.
Компания DEPS выступает за справедливые конкурентные условия на рынке. Надеемся, что пересмотр решения будет базироваться на принципе объективности, чтобы не допустить несправедливую дискриминацию, обеспечивая надлежащее равновесие (пропорциональность) и соблюдение системы правовых норм международной торговли в рамках ВТО, участником которой является Украина.