Специальное расследование Министерства экономики Украины касательно импорта в Украину проводов независимо от страны происхождения и экспорта, начатое 28 июля 2020 г., подходит к завершению.

Короткая предыстория начала расследования:

Национальные производители кабельной продукции в лице ОАО «Одесский кабельный завод «Одескабель» и ОАО «Завод Южкабель» подали заявление в Межведомственную комиссию по международной торговле «О начале и проведении специального расследования относительно импорта в Украину проводов независимо от страны происхождения и экспорта», в частности о том, что в течение 2015-2019 годов импорт в Украину проводов осуществлялся в таких объемах и на таких условиях, что мог причинить существенный вред национальному товаропроизводителю. На основе этого обращения было начато специальное расследование в отношении импорта в Украину проводов независимо от страны происхождения и экспорта с последующим описанием: провода изолированные, кабели и другие изолированные электрические проводники без соединительных деталей; кабели волоконно-оптические, составленные из волокон с индивидуальными оболочками, которые могут классифицироваться согласно УКТВЭД по кодам 8544 49 20 00, 8544 49 91 00, 8544 60 10 10 8544 60 10 98, 8544 60 90 10 8544 60 90 90, 8544 70 00 10 8544 70 00 90.

Компания DEPS, зарегистрировавшаяся в указанном специальном расследовании как заинтересованная сторона, предоставила Министерству экономики Украины собственные аргументы и аналитические данные, которые подтверждают полную абсурдность проведения расследования.

Так, например:

  • В Украине практически не производятся оптические патчкорды, оптические пигтейлы, оптический кабель специального назначения OPGW и потребность рынка покрывается исключительно импортированной продукцией;
  • Некоторые модификации кабельной продукции, а также указанные выше оптические патчкорды, оптические пигтейлы производятся небольшими украинскими производителями в незначительных объемах и совершенно не способны удовлетворить рынок в случае ограничения импорта;
  • Один из заявителей, ТОВ «Одескабель», как оказалось, имеет убытки на внутреннем рынке лишь в 4-ом квартале 2019 г. (конечно же при этом нацпроизводителями была скрыта/не предоставлена информация с финансовыми показателями собственных трейдерских компаний, через которые нацпроизводителями и реализовывается продукция и где, собственно, остается их прибыль), но причины убытков вовсе не связаны с деятельностью импортеров, что признает и сам инициатор расследования;
  • По заявлениям самих ОАО «Одесский кабельный завод «Одескабель» они занимают 70% доли украинского рынка кабеля витая пара, но в то же время стали одним из инициаторов расследования с жалобами на притиснения со стороны импортеров.
  • По данным Министерства экономики ОАО «Завод Южкабель», второй заявитель, на причинение импортерами существенного вреда национальному товаропроизводителю, уже 5-ый год подряд страдает устойчивым увеличением прибыли на внутреннем рынке.
  • Национальные производители не обладают полным циклом производства - инициаторами расследования при производстве кабельной продукции используется исключительно импортное сырье, самостоятельно выступая в роли его импортера и тем самым обрекая отечественных производителей на угасание.

Также примечателен тот факт, что из 26 компаний, позиционирующих себя как украинские предприятия-товаропроизводители кабельной продукции, заинтересованной стороной расследования зарегистрировались всего несколько компаний, принимающих в расследовании достаточно пассивное участие.

А на информационные запросы для подготовки независимого экспертного исследования по объемам реализации волоконно-оптического кабеля и вовсе откликнулись лишь 2 компании. И инициаторов расследования среди них не оказалось.

В целом данные, которые собрало и располагает Министерство экономики в рамках ведения специального расследования, указывают на:

  • Увеличение объемов экспорта национальными производителями в период 2015 – 2019 гг. Соответственно, выросли и показатели импорта в Украину для удовлетворения внутреннего спроса. По большому счету, за указанный период потребности украинского рынка в волоконно-оптических кабелях обеспечиваются практически поровну как отечественными, так и иностранными производителями.
  • Наращивание объемов продаж вышедшими на рынок молодыми украинскими производителями, которые более активно и эффективно работают с проектами, следствием чего является уменьшение доли рынка инициаторов расследования. Соответственно, не имеют почвы жалобы заявителей на наносимый импортерами вред национальным производителям.

Последствия для телекоммуникационной отрасли

Конечно же стоит напомнить о последствиях для телекоммуникационной отрасли в случае, если МКМТ примет выводы Министерства экономики и результат расследования будет положительным для заявителей.

Прежде всего, это чревато окончательными мерами со сроком их действия на 3 года: пошлиной/квотами на импорт кабельной продукции, что приведет к значительному удорожанию и к ограничению импорта. А значит, можно смело говорить о сдерживании развития всего кабельного рынка в ближайшие 3 года, ведь, во-первых, на сегодня ни один из украинских товаропроизводителей не имеет полного цикла производственного процесса по конечной продукции, соответственно, является импортозависимым в сырье; во-вторых, украинские товаропроизводители не являются разработчиками новейших технологий в указанной области: отсутствуют исследовательские и проектные мощности. Таким образом, применение мер по результатам специального расследования увеличит влияние национальных игроков. Однако, на это необходимо смотреть с разных точек зрения, чтобы понять картину в целом: подобная схема поддержки национального товаропроизводителя со стороны государственного сектора на самом деле только вредит национальным интересам большинства украинцев (если положить на весы: национальные интересы украинцев - интересы национальных монополистов).

Ведь результатом такой поддержки являются:

  • Монополизация рынка
  • Неизбежный рост цен на продукцию
  • Дефицит кабельной продукции
  • Замедление модернизации и строительства инфраструктурных объектов
  • … и другое.

Видимо государственные проекты диджитализации, 5G и т. п. затмили разум менеджменту заявителей. В погоне за дополнительной выгодой и с искренним желанием заполучить государственные тендеры любой ценой, двое национальных производителей решили получить полную монополию на внутреннем рынке и максимизировать собственную прибыль.

Однако такая схема никогда не имела положительных результатов и приводит лишь к застойным явлениям.

Надеемся что Комиссия, принимающая решение по результатам расследования, благоразумно подойдет к поданной информации и примет взвешенное решение, тем самым позволив развиваться телекоммуникационному рынку в здоровой конкурентной борьбе.

Похожие материалы:

Последние новости